ABA терапия
в центре раннего развития
"Открытый мир"
ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis)
- это самая эффективная, научно доказанная методика в основе которой положены прикладной анализ поведения или метод Ловааса — система лечения расстройств аутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом на факультете психологии Калифорнийского университета (США) в 1987 году. Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и последствий.
Правила АВА терапии в детском развивающем центре «Открытый мир»

(applied behavior analysis, или прикладной анализ поведения)



Тестирование и Программа
1. Перед началом АВА терапии куратором проводится консультация с родителями и тестирование ребенка. Перед тестированием ребенка необходимо заполнить анкету и может потребоваться онлайн-встреча для уточнения информации по анкете.
Средняя продолжительность встречи 1,5-2 часа в зависимости от уровня навыков ребенка и запроса родителей. Включает в себя собеседование с родителями, наблюдение за самостоятельной и игровой деятельностью ребенка. В процессе тестирования оцениваются навыки ребенка и их соответствие возрастной норме, его сильные и слабые стороны, интересы и преграды в обучении.

2. По итогам консультации с родителями и тестирования ребёнка составляется индивидуальная программа занятий. Средний срок разработки программы - 14 рабочих дней. Куратор направляет программу родителям и АВА инструктору. Во время написания программы ребенок приступает к занятиям с АВА инструктором.
На первой встрече в незнакомом месте ребёнок не всегда может продемонстрировать какие-либо навыки, поэтому тестирование продолжается и на первых занятиях. Ребёнок привыкает к инструктору, устанавливается руководящий контроль и вводятся новые задания. С учетом результатов тестирования в процессе занятий куратор может актуализировать программу. Далее тестирование повторяется в процессе занятий примерно каждые полгода, чтобы оценить прогресс ребёнка.

3. Индивидуальная программа, разработанная специалистом центра, предназначена для личного использования родителями. Выкладывание программы в свободный доступ в интернете или передача другим людям запрещены.

4. Стоимость составления программы 10 000 руб., включая тестирование ребенка.
5. Во время тестирования ребенка, куратор рекомендует необходимое количество занятий в неделю, исходя из целей АВА-терапии, уровня навыков ребенка.

6. Регулярные занятия длятся от нескольких месяцев до нескольких лет – продолжительность зависит от целей вмешательства и навыков ребенка. Минимальное рекомендованное количество занятий – от 4 в неделю (продолжительность одного занятия 45 минут).

7. После тестирования администрация центра согласовывает с родителями график занятий, исходя из графика свободных специалистов и временных возможностей родителей.

Занятия и супервизии

1. Занятие с ребёнком проводится АВА инструктором под руководством куратора.

2. Допустимо начало занятий с ребенком до составления программы куратором, так как в течение первых занятий происходит процесс установления руководящего контроля и сотрудничества - на этом этапе не требуется обязательное наличие программы у инструктора.

3. Занятия АВА терапией могут выглядеть очень по-разному. Иногда это похоже на обычную веселую игру, которая нравится ребенку и в процессе которой специалист обучает его важным навыкам: пользоваться указательным жестом, просить желаемое, подражать действиям взрослого. Иногда это – освоение таких важных бытовых навыков, как одевание, уборка игрушек. Если ребенок освоил бытовые и игровые навыки – это занятия академическими навыками за столом.

4. Родитель может присутствовать на занятии предварительно согласовав с АВА инструктором.

5. Родитель может осуществлять видеосъемку занятия только с письменного согласия АВА инструктора. Запрещается выкладывать в свободном доступе в интернет видеоролики с участием сотрудников центра, а также пересылать их другим людям.

6. АВА специалист осуществляет фото и видеосъемку занятий с ребенком для представления куратору. Письменное согласие родителей на осуществление фото и видеосъемку ребенка обязательно.

7. Супервизия с куратором проводится, в среднем, 1 раз в 15-25 часов терапии. Дополнительно супервизия не оплачивается (кураторское сопровождение входит в стоимость занятий). Длительность супервизии 45-60 минут.

8. Формат проведения супервизии может быть, как очный по расписанию занятий ребенка, так и онлайн-встреча. При онлайн-встрече обязательно присутствие родителей и инструктора, присутствие ребенка не требуется. Время проведения онлайн-встречи дополнительно согласовывается с родителями.

9. На супервизии куратор оценивает достигнутые результаты, может внести корректировку в программу, возможны рекомендации по занятиям и по реализации терапии в домашних условиях.

10. Иногда для достижения наилучшего результата возникает необходимость в составлении новой программы. Как правило, это нужно при выполнении задач предыдущей программы и при постановке новых целей. Разработка новой программы стоит 6 500 рублей. Необходимость составления новой программы и ее периодичность носит индивидуальный характер и определяется куратором.

11. Залог успешной АВА терапии – командная работа всего окружения ребенка, эффективное сотрудничество специалистов и семьи. Для этого требуется соблюдать следующие правила и условия:

11.1. Родители должны выполнять рекомендации, прописанные в индивидуальной программе ребенка.

11.2. По запросу специалиста предоставлять необходимую информацию о ребенке для успешной реализации программы.

11.3. Минимальное количество занятий в неделю – от 3. Так, как при меньшем количестве занятий методика малоэффективна.

Наш центр предлагает занятия по методике АВА.

На основе тестирования уровня развития навыков ребенка строится индивидуальная программа коррекции и обучения.
Программа включает в себя как развитие моторных, учебных, речевых навыков, навыков коммуникации, сотрудничества, игры, так и навыки самообслуживания, коррекции нежелательного поведения.
На занятиях дети учатся сотрудничать с педагогом, слушать, понимать обращенную речь, учебные и бытовые инструкции, выполнять задания за столом, в пространстве, проявлять инициативу, играть в приемлемые игры и расширять их репертуар, обращаться с просьбами, сообщать о своих актуальных потребностях и состоянии, следовать расписанию, приобретают навыки нового взаимодействия с предметами и миром.
Педагоги работают над мотивацией ребенка, что является одним из главных критериев успешного обучения.

Также ведется работа над интеллектуальным развитием.

Все это в совокупности позволит ребенку дальше обучаться, социализироваться и раскрыть свой потенциал.
АУТИЗМ. КОРРЕКЦИЯ.
Прежде чем начать разговор о аутизме, вы должны понять что аутизм корректируется, но для этого нужно вложить много сил и энергии. Сам по себе аутизм не пройдет, и какие то черты его возможно останутся на всю жизнь.
Итак, коррекция аутизма включают в себя прежде всего индивидуальный подход и применение различных методик на разных стадиях.

Далее это постоянная работа специалистов, логопедов, психологов, нейропсихологов и в первую очередь родителей.

Все необходимые для этого специалисты есть в нашем центре. Но, недостаточно заниматься только со специалистами, важно выполнять эту же работу дома, на постоянной основе. Тогда будет эффект от занятий.
АВА терапия подходит и для детей с другими нарушениями развития.